Трубаева Ирина Владимировна. Персональный сайт педагога.
1 Моя педагогическая находка.«Дошкольный туризм как эффективное средство оздоровления и всестороннего развития личности ребенка»
Наиболее актуальные "болевые точки" современного общества являются сигналом к действию для образовательных учреждений страны. И чем раньше начнется работа по устранению этих "болевых точек", тем эффективнее будет результат. Детский сад - это первая ступень образования, значит действовать нужно уже в дошкольном возрасте! Исходя из опыта своей работы, я определила следующие уязвимые места: - проблема сохранения и укрепления здоровья детей. Из 64 воспитанников нашего детского сада только 26 имеют I группу здоровья, 30 детей - II группу, 6 человек - III группу и 2 чел- имеют статус инвалида детства. Снижение показателей здоровья – это производные пассивного образа жизни и ухудшение экологической ситуации в мире; - проблема гражданско-патриотического воспитания: слабая предметно-пространственная развивающая среда, недостаточный познавательный интерес детей к истории своей семьи, народа, города, страны. В связи с этим активизируется поиск подходов для формирования физических качеств и оздоровления дошкольников, развития познавательных и умственных способностей. Многие ученые (Н.М. Амосов, И.А. Аршавский, А.Г. Щедрина и др.) главным фактором укрепления и сохранения здоровья считают систематическую двигательную активность, формирующуюся в процессе физического воспитания. Изучение методической литературы, анализ существующих форм, методов и условий реализации оздоровительной работы и работы по воспитанию гражданско-патриотических качеств ребят в детском саду позволили найти новые решения и возможности в этом направлении через использование элементарных форм детского туризма. Детский туризм позволяет легко решать задачи социализации личности ребенка, осуществлять гражданско- патриотическое и нравственно-экологическое воспитание. Не случайно большая значимость простейших туристических походов для разностороннего развития дошкольников отмечена во многих исследованиях В. Я. Лыковой, Л. В. Кармановой, Н. И. Бочаровой, Н. А. Казимирской. Анализ имеющихся исследований показывает, что именно ценности: личностные, национальные, государственные, семейные, общечеловеческие должны стать фундаментом, на котором происходит формирование культуры здорового образа жизни и патриотизма. В ЧДОУ «Детский сад №98 ОАО «РЖД» идеи дошкольного туризма реализуются в двух направлениях: - внедрение элементов туризма в педагогический процесс в течение учебного года. Создано методическое пособие, которое содержит практический материал, позволяющий творчески подходить к организации образовательного процесса с детьми, педагогами и родителями. Пособие включает три модуля: виртуальный туризм, спортивное ориентирование и туристические походы и прогулки. - активизация дошкольного туризма в летний период. В 2023г разработан эко-туристической проект «ТопоТропа». Данный проект имеет успех среди всех участников образовательного проекта в силу востребованности заявленных идей и грамотной творческой реализации. Проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста, их родителей и педагогов. Цель проекта: создание условий для укрепления физического, психического и социального благополучия дошкольников, приобщение к культуре и традициям малой Родины через разработку туристических маршрутов. Мероприятия проекта предполагают еженедельную смену тематики и разнообразие форм взаимодействия. Проект состоит из нескольких блоков, в каждом из которых решаются определенные задачи. Проект «ТопоТропа реализуется в форме увлекательных путешествий и уникальных квест-походов. За одно такое путешествие дошкольники получают дозированную информацию из различных модулей проекта, что позволяет комплексно влиять на формирование у малышей основ здорового образа жизни и развитие личностных качеств. Все события недели, реализуемые в рамках эко-туристического проекта «То поТропа », освещаются в телепередачах медиа-центра «Родники». Репортёры, операторы и телеведущие – сами дети. Дошкольный туризм- хорошее средство познавательной мотивации и двигательной активности, потому что ориентирован на интерес и увлечения детей и родителей. Так, узнав, что среди контингента родителей есть семьи, увлекающиеся байкерством, педагоги организовали веломотопробег в детском саду. Байкеры возглавили колонну веломотопробега на мотоциклах, а ребята и педагоги – на велосипедах и самокатах. Маршрут пролегал по территории дошкольного учреждения с остановкой в палаточном городке. Во время привала байкеры познакомили детей со специальной экипировкой для мотоциклистов, вспомнили с ребятами правила дорожного движения. Дошкольники до самого вечера обсуждали подробности пробега и делились впечатлениями с родителями. Неоспоримо, что туристические прогулки оказывают ни с чем не сравнимый оздоровительный эффект, получаемый в результате разнообразной двигательной активности, а так же комплексного воздействия на организм природных факторов: солнца, воздуха, воды. Турпоход – это всегда положительные впечатления, радостное общение, творчество, эмоциональный баланс, что тоже является немаловажным аспектом оздоровления. Эко-туристический проект «ТопоТропа» позволяет решать не только физкультурно-оздоровительные задачи, но и задачи воспитания всех интегративных качеств личности дошкольников. Проследить результативность реализации работы по дошкольному туризму со старшими дошкольниками позволяет педагогическое обследование, составленное на основе разработок разных авторов. Цель – выявление знаний, простейших туристических умений и навыков, двигательных способностей детей и потребности к здоровому образу жизни. Итогом реализации систематической работы по дошкольному туризму за прошедший год явилась положительная динамика общего состояния здоровья детей. По сравнению с прошлым годом уровень заболеваемости дошкольников снизился на 7, 2 %. Увеличилось количество детей с высокими показателями физических качеств, произошло повышение теоретических знаний в области основ безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни. У 43% воспитанников появились полезные привычки (активный отдых, здоровое питание, гигиена). Увеличилось количество семей, участвующих в мероприятиях дошкольного учреждения. В плане гражданско- патриотического воспитания: - увеличение уровня знаний и сформированности умений по патриотическому направлению воспитания на 34 % в сравнении с начальной диагностикой;- увеличение количества семей - активных участников образовательного процесса на 20%; - проведено 8 социально значимых и благотворительных акций; - создан мини-музей «Патриот». Таким образом, система работы по дошкольному туризму со старшими дошкольниками не только актуальна, но и носит характер новизны, так как позволяет создавать и использовать в ДОУ новые формы и методы работы с детьми по формированию элементарных навыков укрепления здоровья, оптимизировать двигательную активность детей в естественных природных условиях, приобщать дошкольников к культурному наследию малой Родины. Литература: 1. Чеменева А.А, Мельникова А.Ф., Волкова В.С. Парциальная программа рекреационного туризма для детей старшего дошкольного возраста «Весёлый Рюкзачок» / А.А. Чеменева, А.Ф. Мельникова, В.С. Волкова. — 2-е изд. — М.: ООО «Русское слово — учебник».-80с. 2. Завьялова, Т. П. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования. Туризм в детском саду: учебное пособие для вузов / Т. П. Завьялова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020.- 228 с. 19 октября 2023 в 16:33
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.